Ведение хозяйственной деятельности и связанных с ней финансовых операций, подразумевает необходимость определенного уровня подготовки. Чтобы уйти от проблем, которые могут возникнуть в будущем, проводятся предварительные проверки. Они показывают то, насколько результаты деятельности предприятия и финансовых операций соответствуют ожиданиям руководителей, отвечают ли требованиям законодательства (в особенности это касается налоговых обязательств перед государством и составления разного рода отчетности). Система предварительного контроля показывает уровень соответствия требованиям руководителей, дает возможность выявить скрытые недочеты. Система текущего контроля представляет собой наблюдение за надлежащей подготовкой к сделкам, иным операциям, в частности полнота и правильность составления договоров, сопутствующих документов, бухгалтерской и налоговой отчетности. Проводится проверка качества работы бухгалтерского отдела; отдела, ответственного за перевозку и складирование; иных служб. Последующий контроль предполагает изучение материала по уже проведенным операциям. Они проводятся налоговой службой и органами финансового мониторинга. Последующие проверки проводятся аудиторскими фирмами. Они показывают то, насколько выполнены требования законодательства, правильно ли отмечены те, или иные хозяйственные операции. Результат обычно фиксируется в отчетах проверяющих организаций или актах и предписаниях (если речь идет о государственных органах), дальше производятся изменения в работе предприятия и его отдельных служб. • Оперативные проверки проходят несколько раз в неделю, проверка осуществляется в короткие сроки; • Плановые проверки проводятся согласно заранее утвержденным графикам. Частота проверок зависит от уровня благонадежности (раз в полугодие, раз в год или в несколько лет). Плановая проверка носит тотальный характер, и проходит в течение длительного срока. Оперативные проверки затрагивают небольшой сегмент в деятельности и часто направлены на проверку факта выявления нарушений. Хотя необязательно, что так происходит всегда. Если все в порядке и нужные документы всегда в наличии, проблем с проверками не возникает. Как правило, внеплановые проверки чаще всего проводятся без оповещения, а также без какой-либо определенной периодичности и графика. Сведения о планируемой проверке до ее начала проверяемым организациям могут быть недоступны. Достаточно большое количество субъектов попадает под рамки финансового контроля. В России современные эксперты выделили главные виды этих организаций. К ним относятся: - исполнительные органы власти, не имеющие связи со структурами правоохранения; - органы законодательной власти; - организации банковской сферы; - правоохранительные органы; - структуры, связанные с общественной деятельностью; - аудиторы; - структуры ведомственных и внутрикорпоративных сфер; - другие вышестоящие органы. Рассмотрим более подробно род деятельности каждой структуры. К исполнительным органам власти, имеющим возможность проводить внеплановые проверки, чаще всего относятся такие организации, как: Федеральная служба, занимающаяся финансовым мониторингом; Министерство финансов; ФНС; ФТС; различные государственные и внебюджетные фонды, а также структура Федерального казначейства и подчиняющиеся им подразделения. Следует учитывать то, что компетентное ведомство в большинстве случаев предусматривает в своей специфике различные виды контроля. К примеру, ФНС осуществляет налоговые проверки, ФТС – таможенные. Говоря о законодательных органах власти, можно отметить тот факт, что чаще всего проверки проводит организация, именуемая Счетной палатой. Ее создание происходит с участием палат парламента страны: Государственной думы и Совета Федерации. По такому же принципу возникают счетные палаты в субъектах Российской Федерации. Российские исследователи дополнительно разделяют контроль над финансами на виды. Некоторые проверки имеют определенное направление, которое может характеризоваться следующими категориями: 1. Проверка документации посредством ревизии; 2. Техническая проверка; 3. Проверка и контроль отчетности по периодам. Первый вид направления характеризуется проверкой юридически-важных источников, уставов, с помощью которых производится контроль организации над внешним или внутренним капиталом, происходят принятия решений по его управлению. Техническая проверка подразумевает проверку самой инфраструктуры, которая принимает участие в реализации решений юридического содержания. Например, при подписании деловых бумаг, договоров и сопутствующих документов банков с помощью ЭЦП. Именно это направление проверки тесно связано с проведением ревизий в организации, особенно в случае необходимости установки соответствия ПО для электронных ключей согласно требованиям законодательства. Направление проверки по отчетностям включает в себя осмотр проверяющей структурой документации, которая имеет прямое отношение к бухгалтерскому учету, управленческой и налоговой отчетности.
К данным документам можно отнести первичную документацию, разнообразные бланки и выписки, акты, унифицированные формы, внутрикорпоративные источники.